Проект MASS MAD

18:30 

И хижина - театральная сцена...

MASS MAD
Театр. Казалось бы, что может быть традиционнее, скучнее и изведаннее нашего театра? И что может быть более современным, интересным и неизвестным, чем наш театр? Сейчас театральное искусство у нас и на Западе представляет собой два лагеря — консервативный и новационный. Первый тяготеет к классической игре и типичным формам, второй — к поиску новых смыслов, заигрыванию со зрителем и активно предлагает иные версии фраз: «К нам едет ревизор» и «Карету мне, карету». Человеку несвойственно находить «золотую середину» и искать примеры в собственной истории. Вместо того, чтобы обращаться за новыми формами в будущее, не лучше ли последовать за европейскими авангардистами начала ХХ века? И как они, найдя вдохновение в масках Черной Африки, в свое время, найти новое в древнем народном театре, где нет замыленных смыслов, где все четко и ясно, но одновременно и космически возвышенно.

Этнический театр той же Африки настолько непривычен для нас, насколько традиционен для театрального искусства. Ведь что такое «театр» - это представление, зрелище, где есть актер и есть зритель, где есть тот, кто транслирует смыслы и те, кто их разгадывает.
Традиционное африканское «зрелище» - несомненно, более широкое, глубже захватывающее людей явление жизни, нежели театр в европейском его понимании. Танец, музыка, жизненная философия африканцев — вот что лежит в основе самобытности традиционного африканского искусства. Это искусство, как и европейское, претерпевало изменения: перестройка жизни в условиях нового (колониального и постколониального) развития африканских стран, своеобразный информационный бум, резко расширившиеся контакты с внешним миром привели к самым неожиданным превращениям культурных традиций. Однако театр стран Африки сумел сохранить свою самобытность, свои праформы и прасмыслы, которые утратил классический и пока не нашел современный европейский театр.
В дальнейшем речь пойдет об этнических театрах, но начну я именно с колыбели человечества — с театра Африки.

Истоки Африканского театра.
Традиционный театр Тропической Африки развивался на основе праздников и обрядов, которыми в древности был пронизан весь быт африканских народов.
Священными обрядами и торжественными церемониалами на протяжении многих веков отмечались праздники в честь особо почитаемых божеств местного пантеона, встречи с духами предков, праздники календарного хозяйственного года – Нов
ый год, весенний сев, праздник урожая – значимые события политической жизни всего народа – празднования победы, интронизация вождя, дни памяти исторических героев прошлого – узловые моменты в жизни отдельной семьи или всего рода – свадьба, рождение ребенка, похороны.
В основе обряды имели религиозное зерно: вся община во главе с вождями и священнослужителями стремилась установить связь с богами, духами природы и предков, обращалась к ним с мольбами и просьбами, несла им жертвоприношения. В отличие от театра в таком обряде не было разделения на исполнителей и зрителей: каждый член общины принимал участие в священнодействии, выполнял порученное ему задание, следуя традиции независимо от наличия зрителя.
Народные праздники были сложны по программе. Иногда они продолжались несколько дней и захватывали как место действия все селение. В них как составная часть входили отдельные обряды и церемонии. Так, например, фестиваль народа игбо, отмечавший общение жителей селения с духами предков, продолжался 8 дней. Начинался он у входа в селение, где община встречала посланников из царства умерших, пришедших «на разведку» в царство людей. Особый церемониал был посвящен подметанию дорог, по кото
рым предстояло пройти почетным гостям. Тем времен в жилище вождя селения подготавливались священные напитки - настойки из трав - и жертвенные животные. В самый торжественный день фестиваля вся община собиралась у алтаря местных богов и совершала жертвоприношения.
Старинные фестивали и обряды во многих странах Африки сохранились до настоящего времени даже в городском быту. В ряде городов Нигерии разыгрываются карнавалы и фестивали в честь особо почитаемых богов и исторических героев.
Старинные ритуалы постепенно утрачивают свое религиозное содержание, оставляя за собой только воспитательные и развлекательные функции. Культовые процессии становятся простым карнавалом, священная пляска – демонстрацией ловкости и акробатической сноровки, поклонение тотемическим животным превращаются в актерское соревнование – кто точнее воспроизведет движением и мимикой образ этих животных.
Многие выразительные средства старинных обрядов в настоящее время вошли в обиход современного африканского театра: возгласы и благословления, запевки, сопровождение различных шумовых инструментов, специальный реквизит. Всё это использовано не только в постановках на исторические сюжеты, но и в музыкальных спекта
клях коллективов «Африканского балета», которые были особенно популярны в 60-е годы.
Конечно, режиссер африканского театра должен глубоко осмыслить все вышеперечисленные средства. Но в лучших постановках африканских трупп перекличка современного театра с старым традиционным бытом, действительно придает выступлениям специфический африканский характер.
Нина Метельская

@темы: театр, культура, африка, Нина Метельская

URL
   

главная