Фотографии Нью-Брайтона. Английский курортный город середины восьмидесятых –
тема выставки Мартина Парра в Московском Доме Фотографии. Неизвестный тогда, а
ныне член легендарного агентства Magnum, Парр вдохновлялся работами
американца Уильяма Энглстоуна, признанного «отца цветной фотографии». Вспышка
при любом освещении, преувеличенно яркие, ненасыщенные цвета – стиль, критика
среднего класса и малодушного общества – тема. Манера фотохудожника определила
целое направление в фотографии, став затем образцом для подражания.
читать дальшеКучи мусора, заляпанные мороженым дети, грязный пляж и доедающие за своими
хозяевами ланч собаки. Всю нью-брайтоновскую серию снимков можно описать одним
предложением. Грязь и некрасивость лиц, тел, предметов, вызывает сначала
отторжение, а затем неприязнь к самому себе. Свойство ли это русского человека,
хорошо знакомого с эстетикой помойки на природе, или же перенос образов с
фотографии на самого себя – заслуга художника, но на выходе из зала каждый второй
привычно восклицал «Какие же мы свиньи!». Впрочем, из всех экспозиций МДФ эта
вызывает самые безрадостные чувства, поэтому зал покидали довольно быстро.
Седьмого марта в МДФ открываются три абсолютно разноплановые выставки.
Любители американского гангстерского кино пятидесятых и стилизаций под него получат
удовольствие от «Искусства архива». Выставка фотографий, сделанных криминалистами
для полицейского управления Лос-Анджелеса. Настоящее оружие, кровь и тела в
пентапризмах полицейских самого кинематографичного города мира превращаются в
сюрреальные картины американской мафиозной романтики. Реальные свидетельства
убийств шестидесятилетней давности из архивной съемки теперь кажутся достоверной
постановкой, извращенным произведением искусства. Понравится любителям
классического американского фильма с тревожной музыкой и безжалостными
мужчинами в фетровых шляпах.
Американец Уильям Кляйн, один из самых влиятельных фотографов мира, в отличие от
всех прочих истинный художник. Уехав в 1946 году помогать восстанавливать разрушенную
Европу, Кляйн устраивается в Париже, потом начинает работать подмастерьем у
художника Фернанда Леже. Спустя долгих восемь лет Уильям решает сделать из своего
возвращения на родину с очаровательной француженкой-женой фотоальбом. Хотя до
этого он брал в руки фотоаппарат совсем нечасто, Нью-Йорк образца 1955 года оживает
на его фотографиях. Кляйн совершенно не умеет пользоваться камерой, он лишь строит
кадр по имеющемуся опыту живописца. Глянцевая Америка альбом, полный
зафиксированной на пленку глупости и бездуховности, не приняла, а вот в Европе фотограф
становится признанным мастером. Впрочем, здесь тоже сыграл роль фактор
субъективности – насколько американцам было неприятно лицезреть себя объектами
критики, настолько же европейцы были рады увидеть перекосы Нового света. Спустя
полвека после публикации оригиналов, российский зритель, увлеченный ретро и
поп-арт-тематикой, сможет увидеть работы Уильяма Кляйна на выставке «Нью-Йорк. 1955»
Экспозиции откроются 7 марта.
Московский Дом Фотографа – Мультимедиа Арт Музей, Москва.
Вход – 250 рублей, студенты – 150 рублей, школьники и пенсионеры – 50 рублей.