Настоящие машины Формулы-1 - сумасшедшие монстры. Эти болиды нельзя увидеть на улицах города – они настолько мощные и быстрые, что соблюдать на них правила дорожного движения просто невозможно. В этих машинах все подчинено скорости – вес всего 640 килограммов, мощность – около 700 лошадиных сил, тогда как в «гражданских», городских машинах мощность очень редко превышает 300 «лошадей».
Необычная сложная форма у болидов тоже неспроста. Огромный штат инженеров работает над аэродинамикой автомобиля – над тем, как с болидом будет взаимодействовать воздух на большой скорости. Сначала аэродинамику стали изучать конструкторы самолетов. Именно из-за того, что воздух под крылом пролетает медленнее, чем над ним, образуется подъемная сила, и самолет может лететь. Конечно же, этот принцип действует только на очень высоких скоростях.
читать дальшеНо в далеких 50-х, когда болиды Формулы были гораздо больше похожи на обычные машины своего времени, гонщики постоянно жаловались на неустойчивость и плохой контакт с дорогой. И тогда инженеры, строившие (именно строившие – обычно болиды существуют всего в десятке экземпляров, и каждый из них «строится» вручную) автомобили для Формулы, глубоко задумались. Гениальное решение пришло в голову далеко не гуру автомобилестроения – мысль о том, что самолетное крыло можно перевернуть, и создать силу, «вдавливающую» болид в асфальт, пришла тогдашнему студенту инженерного факультета Майклу Мэю. Если крыло перевернуть, получается антикрыло – подъемная сила меняла направление, на машину воздействовала уже прижимная сила, и вместо того, чтобы взлетать, машина получала необходимое сцепление с дорогой.
Вообще Формула-1 всегда была известна своими техническими решениями. Команды, каждая из которых могла выставить двух гонщиков на Гран-При – этап чемпионата, всегда стремились построить для своего пилота лучшую машину. Поля битвы развернулись среди мотористов – за мощность двигателя, и среди инженеров по аэродинамике, стремившихся обеспечить болиду лучшую управляемость.
В середине 80-х гонка за мощностью достигла своего апогея – моторы развивали больше 1000 лошадиных сил. Представьте – вам в одиночку нужно управлять табуном из тысячи отборных, сильных и быстрых лошадей. Представили? Вряд ли вообще такое возможно. А гонщикам приходилось ими управлять. Тогда еще не было новомодных электронных систем, помогающих справиться с заносом, пробуксовками или «тяжелым» рулем. Укротители стремительных машин, каждая из которых могла насмерть впечатать своего пилота в бетонное ограждение трассы, становились настоящими легендами уже при жизни.
За всю историю гонок Формулы адские машины унесли жизни сорока шести пилотам, нескольким зрителям и сотрудникам автодрома – последние получили фатальные травмы от разлетавшихся при аварии частей машин.
Канадец Жиль Вильнев был настоящим фанатом скорости. Уже будучи женат и обзаведясь двумя детьми, продал крохотный фургончик, в котором жила его семья, только чтобы купить гоночный автомобиль. «Наверное Жиль все же немного не в себе» - вздыхала тогда его молодая супруга Джоан. Семья, тем не менее, была крепкой, а сыну Жиля даже не пришлось выбирать себе судьбу – как и отец, он с самого детства болел гонками.
В Формулу-1 Вильнев попал по воле судьбы – опытный и уже давно известный в Формуле Джеймс Хант приехал в Канаду на внезачетную гонку Формулы-Атлантис. И был неожиданно побежден юным канадцем, до этого не раз участвовавшим в гонках снегоходов, и оттого без раздумий пускавший машину в занос. Жиля заметили в Европе, и на следующий год он был приглашен в Ferrari.
Потом было огромное количество гонок, навсегда вошедших в историю Формулы-1. В каждой из них Жиль боролся как зверь, выжимая максимум из не самой быстрой машины. На Гран-При Испании 1981 года Вильнев стартовал седьмым, на торможении перед первым поворотом пустил машину скользить на всех четырех колесах и возглавил гонку. Каждый из идущих позади пилотов был быстрее Вильнева, да и испорченные первым торможением шины не давали ехать быстро, но Жиль метался по трассе, закрываясь от атак соперников целых 50 кругов. Он вылез из болида шатаясь от переутомления, но не дав соперникам ни единого шанса себя обогнать.
Агрессивный стиль пилотирования отличал его от всех прочих пилотов. Говорили, что «Жиль использует всю ширину трассы и еще по метру обочин, и пропускает соперников только если попадает в аварию». Как оказалось потом, Вильнев разбил больше Ferrari, чем любой другой человек на Земле – но каждый раз выходил из жутких аварий невредимым. А так бороться на трассе за каждую долю секунды, рискуя своей жизнью мог только он. Для Жиля не существовало ни одного места на финише, кроме первого – за это его и любил основатель компании Энцо Феррари.
Но Жиль так и не смог стать чемпионом в F-1. На свободных заездах бельгийского этапа перед Ferrari Жиля оказалась машина команды-аутсайдера. Ее пилот Йохен Масс вильнул вправо и резко сбросил скорость, чтобы пропустить быструю ярко-красную ракету. Но резкий канадец привык обгонять сам, и тоже вывернул руль вправо. На скорости в 200 километров в час Ferrari передними колесами налетела на задние шины замедлившегося болида Масса. Алая машина взмыла в воздух, а затем с грохотом рухнула вниз, воткнувшись в асфальт носовой частью. Ее разорвало пополам, гонщик вылетел из «объятий» ремней безопасности и лежал теперь в нескольких десятках метров от места аварии…
Спустя 15 лет сын Жиля, Жак, смог наконец вписать фамилию Вильневых в список чемпионов Формулы-1.
В последние годы Формула-1 стала безопасна – с момента последнего фатального инцидента прошло уже шестнадцать лет. Стали безопаснее машины: теперь пилоты сидят в прочнейшей капсуле – от болида может остаться только груда обломков, но пилот будет невредим; также снизили с безумных значений мощность двигателя.
Однако гонщики Ф-1 все равно испытывают самые серьезные нагрузки среди всех спортсменов. Попробую объяснить, почему так. Когда человек едет в обычной машине, или, скажем, в автобусе, на торможении он испытывает перегрузку – тело подается вперед. Это происходит по закону физики. Чем резче тормозит машина, тем большую перегрузку испытывает человек и сама машина. Но Формула – не обычный автомобиль, и перегрузки там такие, что неподготовленному человеку может свернуть шею.
Самый обычный дорожный автомобиль может резко затормозить со ста километров в час до нуля, пройдя 95-105 метров, по времени это займет приблизительно 5 секунд. Болид Формулы-1 с его керамическими супер-тормозами в обычном для себя режиме тормозит с трехсот до ста километров в час, проходя 90 метров всего за полторы секунды. Это очень резкое торможение, при котором гонщик испытывает пятикратную перегрузку – если он весит 70 кг, его тело в момент перегрузки ощущает давление в 350 кг! Особенно непросто приходится шейным позвонкам – туловище пилота закреплено ремнями безопасности, а вот шею приходится тренировать, чтобы удерживать ее в нормальном положении.
Также за два часа гонки пилот теряет до четырех килограммов веса – настолько велик стресс и перенапряжение. Обычный, не тренированный человек как минимум потерял бы сознание после такой нагрузки. Во время борьбы на трассе за позицию гонщики так сосредоточены и напряжены, что пульс с нормальных 80-ти ударов в минуту приближается к 200. Расслабиться в болиде нельзя – в конце концов он несется с неимоверной скоростью, и от пилота требуется невероятная быстрота реакции. Мало того, он постоянно находится на связи со своими инженерами, которые находятся в специальном помещении рядом с трассой. Специалисты подсказывают гонщику какие настройки нужны его болиду в той или иной фазе гонки.
Что ни говори, мир Больших Призов - удивительно интересная штука. Взлеты и падения, победы и гибель, романтика и бизнес – все это Формула-1.Дмитрий Поротиков
@темы:
спорт,
Формула-1,
Дмитрий Поротиков