![](http://s1.ipicture.ru/uploads/20121114/1f3PG3V1.jpg)
Дэвид Кроненберг «Опасный метод»
Германия, Канада, Великобритания, Швейцария, 2011 год
В ролях: Кира Найтли, Вигго Мортенсен, Майкл Фассбендер, Венсан Кассель, Сара Гадон, Андре Хеннике, Арндт Шверинг-Сонри, Миньон Реме, Мареике Карьер, Франциска Арндт, ...
Сюжет. Сюжет закручен вокруг основателей психоанализа Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда и их сложных взаимоотношений с умной и красивой пациенткой Сабиной Шпильрейн, которая прошла путь от пациентки до дипломированного врача.
Мини-отзыв.Мини-отзыв.
В средние века сожгли бы меня, теперь жгут всего лишь мои книги. (З. Фрейд)
Так уж вышло, что для меня Кроненберг – это «Обед нагишом» и «Автокатастрофа». Поэтому, когда я смотрю его совершенно обычный, «нормальный» байопик, мне кажется, что это какой-то другой Кроненберг. Но фильмография утверждает: нет, тот же. Остается только поверить и удивиться разнообразию работ режиссера.
Впрочем, для обычного байопика он всё же выбрал необычных героев. Фрейда и Юнга – ну, в той или иной мере их знают все. А вот Сабина Шпильрейн известна не так широко. Между тем, она стала пионером психоанализа в России, а позже – СССР. Девушка заинтересовалась методом доктора Фрейда в 1904 году, когда сама попала в клинику из-за нервного срыва в результате смерти от брюшного тифа её 6-летней сестры Эмилии. По слухам, у нее завязался роман с Юнгом, который занимался ее случаем.
В итоге Сабина обрела душевное равновесие, закончила медицинский факультет в Цюрихе и написала дипломную работу «О психологическом содержании одного случая шизофрении». Она доказывает, что психически больные люди избегают сексуальных взаимоотношений, поскольку в их представлении они связаны со страхом распада. В прикосновении к другому страдающие шизофренией боятся утратить собственную целостность, раствориться в своём партнёре. Тема утраты собственного Я вызвала большой резонанс в аналитическом сообществе.
После замужества и рождения детей Сабина жила в Ростове и работала, в основном, в области детской психологии. В то время под патронатом Троцкого активно развивался психоанализ с целью создания нового человека. Так оно и шло, пока в августе 1942 года, в ходе массовых казней евреев в Ростове-на-Дону, Сабина Шпильрейн и две её дочери не были расстреляны.
Всё, написанное выше, довольно точно передано в картине Кроненберга. Правда, он счел брюшной тиф слишком скучной причиной для невроза и заменил его латентным мазохизмом. Дескать, Сабина привыкла возбуждаться во время побоев со стороны отца, и мысль о собственной «неправильности» вызвала сильнейший стресс. Ну, да, так оно, конечно, гораздо пикантнее.
Кира Найтли, на мой взгляд, изрядно переигрывала в начале фильма. Зато понравились Вигго Мортенсен и Майкл Фассбендер в главных ролях, хотя изначально это должны были быть Кристиан Бэйл и Кристоф Вальц. Жаль, что они отказались, но, в конечном счете, всё равно получился профит.
Итог. Нетипичный фильм для Кроненберга, типичный для Найтли (очередная корсетная роль).
Queen Kong